Варианты и причины кризиса в организациях

Кризис в той или иной ситуации наступает в любой организации. И то, как компания с ним будет справляться, зависит успех выхода из сложившейся ситуации. Для начала необходимо определить к какому типу можно отнести кризисную ситуацию.

  • Технологический — выброс или утечка вредных веществ; бурное развитие информационных технологий;
  • Экономический — падение курса национальной валюты, дефолт;
  • Политический — изменение расстановки политических сил в организации, стране, на мировой арене;
  • Природный — наводнения, тайфуны, землетрясения, засуха.

Одним из основных внутриорганизационных факторов кризиса
является неправильный менеджмент, не сумевший выявить изменения внешней среды и не обеспечивший адекватной готовности организации к кризису.

Кризисом для организации могут являться следующие события:

  • Угроза банкротства. Процедура банкротства инициируется кредиторами несостоятельного должника, обратившихся с иском в арбитражный суд, и начинается по его решению. Банкротство влечет за собой смену управляющих, ликвидацию предприятия, распродажу активов.
  • Остановка производства товаров или услуг или его угроза. Остановка конвейера автозавода означает потери объема продаж и доли рынка. Приостановка оказания услуг сотовой связи, телевещания может вызвать перетекание клиентов к конкуренту.
  • Забастовка занятых или её угроза дестабилизирует работу предприятия, грозит нарушением внешних обязательств. Забастовка может быть «итальянской», когда сотрудники продолжают выполнять только свои прямые обязанности, отказавшись от выполнения смежных операций, что также нарушает процесс. Саботаж, как неявное противодействие менеджменту, также способен внести изменения в систему управления компанией.
  • Публичные протесты общественности, препятствующие осуществлению проектов организации. Пикетирование строительства местными жителями, акции экологических и политических организаций могут остановить, парализовать коммерческие проекты.
  • Увольнения значительной части сотрудников. В ситуации экономической необходимости сокращения 10-20% рабочих мест оказывались Mitsubishi, Daewoo, Coca-Cola. Интернет-компании, в том числе, электронный магазин Amazon.com увольняли и большую часть сотрудников в период кризиса отрасли. Многотысячные увольнения проводили компании Chrysler, Chase Manhatten Corp.
  • Угроза террористического акта. Анонимные звонки о заложенной бомбе, угроза взрыва самолета и захват заложников.
  • Утечка значимой конфиденциальной информации. Такой информацией может быть информация о клиентах, топ-менеджерах, о стратегии поведения на рынке, о новых технологиях. С кражей программного продукта на стадии разработки — программных кодов — столкнулась компания Microsoft в октябре 2000 г. Компания хранит исходные тексты своих программ в строжайшей тайне; от этого зависит ее финансовое благополучие.
  • Серьезный несчастный случай, сопровождающийся фатальным исходом и ранениями, или ограничивающий способность организации функционировать. К этой группе кризисов относятся затопление или возгорание угольных шахт, авиакатастрофы, пожар, обрушение крыши огромного супермаркета, сооружений метрополитена, мостов.
  • Потеря значимого потребителя или рынка. В результате кризиса первых лет перестройки российские машиностроительные предприятия резко сократили потребление металла, побудив российских металлургов переориентироваться на североамериканские, а затем на азиатские рынки.